Моё педагогическое  кредо

 

Мир шагнул в третье тысячелетие. Человеку еще предстоит осмыслить свою роль и место в новой эпохе роботов и Интернета, клонов и фантастических технологий, осознать, что и на новом витке все будет зависеть от него, от человека будущего! А значит, от моего сегодняшнего Читателя!

Я понимаю свою ответственность за того, кто завтра станет президентом, великим ученым, гениальным поэтом, музыкантом, актером, доброй, любящей матерью, счастливым и надежным отцом. И эта ответственность за становление Человека лежит на мне. Отсюда и многие вопросы, на которые пытаюсь найти ответ. Как воспрепятствовать тому, чтобы мои Читатели не стали «потерянным поколением» ? Можно ли сделать школу островком нравственности, любви и порядочности в нашем неспокойном мире? Как уберечь ребенка от пошлости, цинизма и лицемерия? Как дать ему ощутить себя личностью?

Своим примером?

- Наверно! Но пример, самый безукоризненный и идеальный, не должен довлеть над ищущей, растущей душой.

Жан Поль когда-то писал: «Говорят, что лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании».

Уверена: слова эти справедливы и в отношении к обучению. С самого начала своей педагогической деятельности (поначалу интуитивно, а затем сознательно) старалась строить свои отношения с учениками на основе Сотрудничества.

Как жаль: не всем закон знаком,

Но важно, чтобы с добрым взглядом

Учитель шел с учеником

Не впереди, не над, а рядом!

Поэтому на библиотечных уроках при изучении новой темы стараюсь подобрать для наблюдения материал, позволяющий ученикам самостоятельно сделать выводы, сформулировать, «открыть» правило. Можно, конечно, дать его готовым, лишая ребят радости открытия. Но мне важно видеть огонек в детских глазах, почувствовать радость от сотрудничества, новых открытий, услышать из уст своих подопечных: «Эврика!» «Понял!» «Нашел!».

Ф.М. Достоевский утверждал: «Человек есть тайна», разгадать которую вместе с учениками я пытаюсь на уроках. Мой предмет -  ­предмет человековедения. Он открывает великолепные возможности влиять на сознание школьников, устанавливать с ними духовную близость.

Дети идут ко мне на урок ...

Они переступают порог библиотеки, стараюсь быть честной, чуткой,

внимательной и неравнодушной, быть сама собой.

Читаю в библиотеке «Алмачуар», «Адәмнәр» Г.Ибрагимова, «Колыма хикәяләре» И. Салахова и не могу, да и не хочу сдержать чувств,

охвативших меня в эту минуту. Текут слезы ... дети сначала удивляются моей искренности, а потом и сами прячут друг от друга полные слез глаза.

И вновь начинаем разговор об очерствении человеческой души, о разрушении многовекового уклада жизни, о необходимости сострадания и милосердия, о недопустимости жестокости.

Мои Читатели уже понимают, что доброта, милосердие, порядочность, бережное отношение к природе, к людям, любовь к матери и Родине - качества, составляющие непреходящие ценности человеческой культуры .

.. . Проходят годы. Мои Читатели тоже подросли. Разговариваю с ними и радуюсь: семена, брошенные когда-то на благодатную почву, проросли. Ребята научились самостоятельно мыслить, творчески подходить к работе, а главное, быть искренними. Школа - это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок должен рассчитывать на то, что здесь он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность для других.

Каждый ребенок по-своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, самореализоваться. Задача учителя - разглядеть, увидеть, развить ростки детского таланта.

Новый учебный год. Новый, еще один в моей учительской судьбе учебный год! Передо мной 60 доверчивых детских глаз и душ. Какие они?! Как подобрать к ним ключик?!

Библиотекари - особенные люди. Мы отличаемся от других тем, что берем на себя невероятно большую ответственность. И если удается чему-то научить ребят, развить у них интерес к предмету, раскрыть их таланты, показать им, на что они способны, то получаю огромное удовольствие.

Но, пожалуй, самая большая радость для меня - видеть, что из ребят, которых я учила, выросли хорошие люди, что каждый из них нашел свое место в жизни, стал Человеком.